5 декабря 2021 г.

Как я искал идеальные наушники

За рабочим компьютером я пользуюсь наушниками. Так я никому не мешаю, и мне никто не мешает.

От наушников зависит многое: удобно ли мне будет работать в них часами, насколько точно я буду слышать звук, как скоро мне придется покупать новые, и во сколько это все обойдется.

За десятки лет работы я сменил множество наушников. Очевидно, что за это время поменялось и мое отношение к ним.

Начинал я с потребительских, а сейчас пользуюсь профессиональными мониторными — класс наушников, созданных для студийного мониторинга. Поэтому они должны идеально передавать звук, без искажений и улучшений. Такие наушники разрабатываются для профессионалов, которые проводят в них очень много времени, поэтому их делают максимально легкими и комфортными.

Полноразмерные мониторные наушники бывают двух типов: закрытые и открытые. Открытые пропускают звук наружу, но позволяют ушам «дышать». Закрытые же полностью изолируют уши от внешнего мира. У каждого типа есть свои преимущества. Открытые удобнее и приятнее в использовании за счет хоть какой-то циркуляции воздуха. Но они не годятся для многих применений, например, использования вокалистом во время звукозаписи из-за того, что пропускают звук наружу. Поэтому закрытые наушники в общем случае универсальнее.

Лучшие из лучших (но это не точно)

Так у меня оказалось три пары лучших в своем роде наушников: AKG K240 Studio, Beyerdynamic DT 770 PRO и Audio-Technica ATH-M50X. Именно такой топ вырисовывается после гугления и изучения обзоров, если вы ищете рабочую лошадку и не привыкли сорить деньгами.

Но, как это часто бывает в реальной жизни, ни одни из них я не могу назвать идеальными.

AKG K240 Studio понравились мне своей эргономикой. Они самые удобные и легкие из тех, что мне когда-либо попадались. Кроме того, я пользовался ими много лет, и могу с уверенностью назвать их почти неубиваемыми. Но не обошлось и без недостатков. Несмотря на довольно точное и нейтральное звучание, у них слабые басы.

Тем не менее, эти наушники уже много лет остаются популярными в студиях. И, на мой взгляд, это вполне оправданно. Если использовать их для мониторинга записи вокала, то недостаток басов ни на что не влияет, потому что нижняя граница вокального диапазона находится примерно на 80 герцах. Чаще всего именно на операторах звукозаписи их можно увидеть в студиях.


Beyerdynamic DT 770 PRO — великолепны во всех отношениях. У них очень ровная АЧХ за исключением самой верхней части спектра. Самые удобные велюровые амбушюры. Крепкая удобная конструкция. Но им не хватает легкости и воздушности AKG. Кроме того, в них больше всего проявляется главный (как для меня) недостаток всех закрытых наушников. В тишине возникает «эффект ракушки»: вы начинаете слышать «шум моря», свое сердцебиение, дыхание. Все это усиливается так же, как если бы вы закрыли уши ладонями. Поэтому находиться в этих наушниках долго без звука некомфортно.

Audio-Technica ATH-M50X больше всех понравились своим звучанием. Самый четкий и энергичный бас, очень приятное звучание в целом. Прекрасно подходят не только для работы с аудио, но и для простого прослушивания музыки. К недостаткам я бы отнес одно из их достоинств: складную конструкцию. Это хорошо, если вы собираетесь таскать их в рюкзаке, но очень плохо, если используете стационарно. Когда вы одеваете их на голову или снимаете, чашки крутятся, выворачиваются и норовит сложиться. Их почти невозможно надеть или снять одной рукой. К тому же их конструкция не выглядит такой же надежной, как у предыдущих моделей. А еще они тяжелее двух предыдущих моделей (хоть и ненамного), и закрытые.

Они сопротивляются

К сожалению, нельзя просто так взять и подключить профессиональные наушники к компьютеру. Точнее, можно, но ничего хорошего из этого не выйдет. Обычная компьютерная звуковая карта рассчитана на подключение потребительских наушников с сопротивлением 32 Ом. А профессиональные наушники чаще всего ориентированы на студийное оборудование и имеют намного большее сопротивление. Например, 55 Ом у AKG K240 Studio или 250 Ом у Beyerdynamic DT 770 PRO. 

Из упомянутой выше тройки только Audio-Technica ATH-M50X со своими 38 Ом годятся для прямого подключения к компьютеру. Остальные будут звучать слишком тихо, вяло, с большим завалом на басах просто потому, что у звуковой карты не хватает мощности их «раскачать». Что удивительно, некоторые телефоны вроде Samsung Galaxy S8 справляются даже со студийными наушниками.

Но проблема решаема, причем двумя способами. Можно подключать наушники через специальный усилитель. Такие усилители стали очень популярны в последнее время. А можно отказаться от использования внутренней звуковой карты и подключить внешнюю. 

Я выбрал второй вариант, потому что у него есть ряд преимуществ. Встроенные звуковые карты не рассчитаны на серьезную работу со звуком. К тому же они находятся внутри корпуса, где много помех и наводок, и редко хорошо экранируются. Чаще всего у них высокий уровень внутренних шумов и дешевый ЦАП. Вместо того, чтобы усиливать сигнал невысокого качества, я решил использовать внешнюю звуковую карту, и получить сразу мощный чистый звук.


Модель звуковой карты в этом случае особой роли не играет. Все карты, которые я пробовал (Tascam US-100, Lexicon Alpha, Line 6 POD Studio UX1), отлично справляются даже с Beyerdynamic DT 770 PRO. Недорогую карту вполне можно найти на вторичном рынке по цене усилителя для наушников. Главное убедиться, что она не слишком устарела и поддерживается современными операционными системами.

После сборки доработать напильником

В идеале мне хотелось бы найти что-то вроде AKG K240 Studio, но со звуком Audio-Technica ATH-M50X. Разумеется, в природе таких не существует. По крайней мере, не с моим бюджетом.

Тогда у меня возникла идея «допилить» АЧХ K240 до идеала с помощью эквалайзера. Благо, звучат они довольно равномерно на всем диапазоне, и падение громкости на нижних частотах тоже плавное и равномерное, его можно «вытянуть». 

Но, как известно, если вы что-то придумали, значит, кто-то это уже реализовал. Существует целый класс программ, исправляющих АЧХ акустических систем с готовыми пресетами для популярных моделей.


Я выбрал SonarWorks Reference Systemwide. Конечно же, пресеты для всех моих наушников оказались в комплекте. И моя мечта исполнилась: я получил почти идеальный звук в тех наушниках, которые мне больше всего нравятся.


Комментариев нет: