March 31, 2013

Видеостудия в квартире

Можно ли обустроить видеостудию в обычной квартире? Этот вопрос часто задают Гуглу. Но Гугл не знает ответа, поэтому мне пришлось выяснять все на собственном опыте.

Обычная комната может стать достаточно функциональной видеостудией, причем стоить это будет совсем недорого. А если у вас есть много проволоки, ткани и смекалки — многое можно сделать почти бесплатно.

Все оборудование можно хранить в шкафу или кладовке. А превращение жилой комнаты в студию и обратно занимает не больше дести минут.



Что вам понадобится?
В первую очередь, помещение. Оно должно быть достаточно большим, чтобы поместить все необходимое оборудование. Кроме того, между съемочной аппаратурой и объектом съемки должно быть расстояние не меньше двух метров. В общем случае, нужна комната со свободным пространством не менее 4 метров в длину и одной свободной стеной.

Еще, конечно же, понадобится оборудование для видеосъемки: камера, объектив и штатив. Если планируется запись звука, тогда, в зависимости от используемой камеры, может потребоваться микрофон и/или отдельное звукозаписывающее устройство.

Третья составляющая — фон. Вы же не будете записывать передачу или интервью на фоне обоев?

Ну и одно из главных условий качественной съемки — хорошее освещение.

Теперь обо всем поподробнее.

Устройства записи
Я предпочитаю использовать для видеосъемки цифровые фотоаппараты. Больше всего для бюджетной студии, на мой взгляд, подходят беззеркальные камеры Panasonic G. Можете чувствовать себя счастливчиком, если у вас GH2 или GH3, но для большинства применений с головой достаточно G3. У этих камер масса достоинств: отличное качество картинки, неограниченное время непрерывной съемки, возможность записи с очень высоким битрейтом, неограниченный выбор мануальной оптики.

Отлично подходят для этих целей и многие современные зеркальные камеры. Но время непрерывной записи в них обычно ограничено 10-30 минутами.

Для длительной записи камеру желательно снабдить адаптером питания от сети.

Важным шагом является правильный выбор объектива. Для качественной съемки расстояние между камерой и снимаемой сценой должно составлять не меньше двух метров. В противном случае слишком сильно будут заметны искажения пропорций (подробнее можно почитать, например, здесь).

То, что вы сейчас видите, снято объективом с фокусным расстоянием 50 мм, установленным на камеру Panasonic G3 с матрицей 4/3. Расстояние от меня до камеры составляет примерно четыре метра. Если установить этот объектив на камеру с матрицей APS-C, то для съемки сцены такого же размера расстояние нужно будет уменьшить до двух с половиной метров.

Объектив следует подбирать в зависимости от размера снимаемой сцены и возможного расстояния до нее. Конечно, можно использовать китовый объектив на максимальном зуме. Но при этом диафрагма будет прикрыта, что значительно понизит светосилу объектива и повысит требования к освещению.

Теперь о звуке. С расстояния в несколько метров камера вряд ли сможет записать звук приемлемого качества. Если в ней есть микрофонный вход, достаточно подключить дополнительный узконаправленный или лучше петличный микрофон.

Если микрофонного входа нет, ситуацию может спасти внешнее звукозаписывающее устройство. Для этих целей отлично подходит профессиональный цифровой диктофон. Это устройство оснащено высококачественными стереомикрофонами и, благодаря своей мобильности, может размещаться в непосредственной близости от источника звука. Кроме того, в нем имеется вход для подключения петличного микрофона.

То, что вы сейчас слышите, записано на цифровой диктофон Tascam DR-05 с использованием встроенных микрофонов.

Фон
Интернет-магазины предлагают широкий выбор тканевых фонов для фотографии. Любой из них подойдет для видеостудии, главное, чтобы его размеры были больше размеров снимаемой сцены. Учтите, что для такого фона вам придется самостоятельно придумать крепление на стене. Я использовал для этих целей кусок хромированной мебельной трубы диаметром 25 мм.

Но, пожалуй, самым универсальным решением является использование технологии хромакей (chroma key). В этом случае съемка производится на зеленом фоне, затем, в соответствующей программе, весь зеленый цвет заменяется на прозрачный. Таким образом, во время программной обработки видеоматериалов, можно подставлять произвольный фон.

То, что вы сейчас видите, снято на складном зеленом фоне с пружинной рамкой 1,8х1,5 м.

Освещение
Освещать сцену можно разными способами. Очень неплохих результатов можно добиться, используя два источника рассеянного света.

Для наших целей подойдут обычные люминесцентные «энергосберегающие» лампы высокой мощности. Конечно, это не лучший выбор, если речь идет о цветопередаче. Но ведь и студия у нас бюджетная. Если будете снимать с диафрагмой 2.0–3.5, то двух ламп мощностью по 80–100 ватт (что примерно соответствует лампам накаливания 400–500 ватт) будет вполне достаточно.

В качестве держателей можно использовать обычные настольные лампы с креплением-прищепкой. Учтите только, что люминесцентные лампы такой мощности большие и тяжелые, они могут не поместиться в слишком компактный рефлектор. А прищепка должна быть достаточно тугой, чтобы выдерживать вес лампы.

Чтобы свет был мягким и не оставлял на лице резких теней, потребуется рассеиватель. Проще всего взять готовый фотозонт, а можно самостоятельно смастерить его из проволоки и белой ткани.

Еще понадобятся фотостойки с креплениями для зонтов. Лампы нужно повесить на стержнях зонтов с помощью прищепок — и освещение готово.

В данный момент для освещения сцены используются стойки Arsenal, крепления для зонтов, фотозонты Mircopro. Еще одна простая настольная лампа используется для повышения равномерности освещенности фона, что немного улучшает качество последующей обработки, но не является обязательным.

Помещение и расстановка
О размерах помещения мы уже говорили. У вас должно хватить места, чтобы установить камеру на достаточном расстоянии от сцены, а сцену — от фона. Нужна свободная стена для фона.

Оптимальная расстановка в моем случае такова: камера находится на расстоянии 4 метра от сцены. Сцена — 0,5–1 метр от фона. Светильники справа-спереди и слева-спереди, примерно на метр от сцены. Удаляя или приближая светильник можно регулировать освещенность с нужной стороны. Дополнительная лампа за моей спиной светит на нижнюю часть фона, устраняя тени.

Не забудьте о розетках и удлинителях. Позаботьтесь о том, чтобы записи никто не мешал. Если записывается звук, в комнате нужна абсолютная тишина. Даже шум работающего системника может быть отчетливо слышен на записи.

Стоимость*
* Все цены примерные, приведены в украинских гривнах. Чтобы получить цену в долларах, поделите цену в гривнах на 8.

Оборудование для видеозаписи:
1. Камера Panasonic G3 — 3500 грн.
2. Сетевой адаптер — 360 грн.
3. Объектив 50 мм б/у (Гелиос, Pentacon, Fujinon и т.п.) — 200 грн.
4. Переходник M42 —> Micro 4/3 — 100 грн.
5. Штатив Velbon CX-444/F — 350 грн.

Оборудование для звукозаписи:
1. Профессиональный цифровой диктофон Tascam DR-05 — 800 грн.

Фон:
1. Фон складной Fotobestway двусторонний (синий/зелёный) 150х180 см — 570 грн.

Освещение (не забывайте, что вам понадобится два комплекта):
1. Лампа люминесцентная 80 ватт — 180 грн.
2. Лампа настольная с креплением-прищепкой — 50 грн.
3. Фотозонт Mircopro UB-001 soft 85 см — 50 грн.
4. Стойка Arsenal ARS-2000 — 135 грн.
5. Крепление для зонта Falcon 4M4F-UR — 35 грн.

Приведенные выше цены не являются минимальными. Например, самый дешевый из полноценных штативов стоит примерно в три раза дешевле. Я указал те модели, которые посчитал оптимальными для себя по соотношению цена/качество. Если некоторые цены кажутся вам слишком низкими, почитайте эту статью. Так же посмотрите объективы, которые я тестировал.

Что касается фона и освещения, то здесь есть на чем сэкономить. Многие элементы можно изготовить самостоятельно, а от некоторых вообще отказаться. Вместо дорогих ламп высокой мощности можно использовать блоки из нескольких обычных ламп. А при необходимости можно заменить люминесцентные лампы светодиодными. Это намного дороже, но может несколько улучшить цветопередачу видеоматериалов.

Что ж, удачи вам! Вопросы можно задавать ниже в комментариях.

No comments: