March 15, 2013

Nikon D5100 vs Sony Nex 5N vs Panasonic G3

Недавно я имел возможность пользоваться одновременно четырьмя камерами: зеркалкой Nikon D5100 и беззеркалками Sony Nex 5N, Panasonic G3 и Panasonic GF2.


Вряд ли преувеличу, если скажу, что это самые типичные представители своих семейств. Мне давно хотелось сравнить зеркалки с беззеркалками, а так же выяснить, насколько отстают устаревшие камеры вроде GF2 от более современных.

Мой обзор рассчитан на тех, кто пользовался раньше мыльницами, привык к их компактности и простоте, но хочет более качественных снимков. Такие пользователи быстро выясняют, что есть всего два варианта: зеркалки и беззеркалки. Я постараюсь описать свои ощущения от этих фотоаппаратов и дам несколько советов.

Скажу сразу: камеры оказались настолько разными, что сначала я даже растерялся. Одно дело сравнивать аналоги, а совсем другое — фотоаппараты разного типа и класса.

Но покопавшись, я нашел несколько общих функций: все они делают фотографии. И еще снимают видео. Вот об этом и пойдет речь.



Nikon D5100 — одна из самых популярных любительских зеркалок. «Какой огромный!» — первое, что приходит в голову при взгляде на этот фотоаппарат. Если раньше вы пользовались мыльницами или беззеркалками, размеры и масса зеркалки могут просто шокировать. Благодаря крупным размерам и удобному хвату эту камеру трудно уронить. Но подержав ее немного в вытянутых руках, понимаешь: фотосъемка — не женское дело.

Как и все зеркалки, D5100 снабжена оптическим видоискателем. Штука это весьма неоднозначная: кому-то понравится, кому-то нет. Если вы привыкли к мыльницам, видоискатель будет вам мешать. Но пользоваться им все равно придется.

Это становится понятно, когда пробуешь снимать в режиме Live View. Вроде бы все сделано, чтоб было удобно, даже экран откидной. Но все удобства сводятся на нет дикой тормознутостью. Дело в том, что в режиме Live View камера переключается с фазовой фокусировки на контрастную, а реализована она в зеркалке… Ну, скажем, почти не реализована. За то время, пока камера сфокусируется, пропадает желание снимать. Даже современные мыльницы фотографируют намного быстрее.

Зато, если пользоваться только видоискателем, все работает отлично. Скорость фокусировки на высоте, снимки делаются почти мгновенно.

К сожалению, при съемке видео доступен только режим Live View со всеми его тормозами. Если снимать динамичное видео, камера не успевает следить за объектом и постоянно теряет фокус. Но на спокойных сюжетах качество видео отменное. Жаль только, что длина ролика ограничена двадцатью минутами.

Что же касается качества снимков — то тут все в порядке. Фотографии получаются четкими и яркими. При съемке в помещении шумы заметны, но на порядок меньше, чем у самых лучших мыльниц.

Sony Nex 5N — миниатюрная и легкая беззеркалка. На первый взгляд напоминает мыльницу, да и заточена скорее под женскую ручку, чем под крупную мужскую руку. Несмотря на «детскую» внешность, камера очень мощная. По качеству снимков в помещении она заметно превосходит остальных героев данного обзора.

Как и большинство беззеркальных камер, Sony Nex 5N не имеет видоискателя, поэтому съемка всегда происходит в режиме Live View. И тут жаловаться не на что: контрастный автофокус настолько быстр, что ненамного отстает от фазового в Nikon D5100. А мощности процессора хватает чтобы отслеживать лица даже при довольно быстрых перемещениях.

Кроме очень высоких характеристик у этой камеры есть и несколько изюминок. Например, съемка видео с частотой 50 кадров в секунду. Или серийная съемка со скоростью 10 кадров в секунду. А мощная и удобная функция автопанорам вообще выше всяких похвал.

Но есть и капля дегтя в этой бочке меда. Во-первых, камера чрезвычайно компактна. Это накладывает свой отпечаток на эргономику. Она не так удобно лежит в руке, у нее слишком мало кнопок. Во-вторых, функциональность сенсорного дисплея очень ограничена. Это становится очевидным после работы с любой камерой Panasonic.

Одним словом, эрогономика — практически единственный серьезный минус этой модели. Камера как-бы говорит нам: «Я мыльница, снимающая с качеством зеркалки. Не заморачивайся с менюшками и настройками, снимай на автомате». И снимает она на автомате прекрасно.

Panasonic G3 — очень необычная беззеркалка. Она отличается от Sony Nex 5N и Nikon D5100 в полтора раза меньшим размером сенсора, а это, как считается, главный показатель качества фотографий. Только вот с качеством снимков у этой камеры все в порядке, а по многим параметрам она превосходит конкурентов с большими матрицами.

По размерам Panasonic G3 немного больше Sony Nex 5N и намного меньше и легче любой зеркалки. Это позволило сделать хват удобнее, а так же разместить больше кнопок, нашлось место даже для колеса выбора режима.

Еще эта камера оснащена полноценным поворотным сенсорным экраном. В отличие от Nex, он позволяет не только задавать точку фокусировки, но и полностью управлять камерой, существенно упрощая доступ к часто используемым функциям.

Если верить спецификации, то автофокус в этом фотоаппарате немного быстрее, чем в D5100. Но если честно, я не заметил разницы. Если в Nex 5N, нажав на спуск, вы успеваете заметить, как фокусируется камера, то D5100 и G3 срабатывают почти мгновенно.

Так же трудно заметить разницу и в качестве фотографий. Удивительно, но компактный Panasonic с меньшей матрицей умудряется снимать почти так же хорошо, как его более громоздкий собрат с APS-C сенсором. Разница становится ощутимой только при очень плохом освещении.

А если говорить о видеосъемке, то тут у Panasonic нет конкурентов. Качество картинки намного лучше, чем у других камер из этого обзора, по крайней мере при хорошем освещении. Кроме того, есть возможность отключить тридцатиминутное ограничение на время непрерывной съемки (спасибо хакерам). В этом случае фотоаппарат становится полноценной видеокамерой и позволяет вести запись до заполнения карточки. Так же радует возможность менять битрейт и некоторые другие базовые параметры по своему усмотрению (еще раз спасибо хакерам).

Но и тут не обошлось без недостатков. Во-первых, видеосъемка всегда ведется в автоматическом режиме. Этот недостаток можно частично компенсировать использованием мануальных объективов (это дает ручное управление диафрагмой) и включением функции «Уменьшение Мерцания» (позволяет задать выдержку 1/50, 1/60, 1/100 или 1/120). Во многих случаях этого достаточно даже для профессионального применения.

Во-вторых, качество съемки значительно понижается, если вести запись при слабом освещении. Намного значительнее, чем у Nikon D5100. А Sony Nex 5N вообще чемпион съемок в сумерках.

Кстати, Panasonic G3 снабжен цифровым видоискателем. Как по мне, лучше бы сделали камеру чуть компактнее. Но тем, кто привык к зеркалкам, такой вариант подойдет больше.

Panasonic GF2 — морально устаревшая модель беззеркальной камеры. Внешне она больше всего похожа на Sony Nex 5N, а по функциональности — на Panasonic G3. Я включил ее в сравнение только для того, чтобы узнать, насколько продвинулся прогресс за последние годы.



Продвинулся значительно. Пусть и не во всем так, как хотелось бы.

В первую очередь улучшения коснулись матрицы. Panasonic G3 — первая камера в своей линейке, построенная с использованием нового сенсора. Размеры сенсора остались теми же, а вот качество снимков при плохом освещении улучшилось очень существенно.

Так же заметно улучшился дисплей. Изображение стало более насыщенным, намного ближе к реальному.

В лучшую сторону изменилось и быстродействие. Хотя я бы не сказал, что намного.

У Panasonic GF2 была очень приятная возможность выбирать качество записи видео (два варианта битрейта). Это давало возможность экономить место на карточке при съемке домашнего видео, и использовать максимальное качество для более серьезных вещей. К сожалению, в G3 такая возможность пропала.

В общем, по функциональности GF2 и G3 практически близнецы. Все остальные отличия касаются дизайна и эргономики: G3 может похвастать более крупными размерами, удобным хватом, большим количеством кнопок и переключателей, поворотным дисплеем и встроенным видоискателем.

Ну, теперь, собственно, сравнение.

Эргономика

Не скажу, что тут можно назвать победителей. Любителям всего большого, солидного и тяжелого понравится Nikon D5100. Эту камеру есть за что подержать, на ней поместилось наибольшее количество кнопок и переключателей. Кроме того, с такой камерой вас будет легко спутать с профессионалом.

Если же вы любитель всего компактного, современного и многофункционального, вам больше всего подойдет Sony Nex 5N. По количеству функций на квадратный сантиметр эта камера не имеет аналогов.

Panasonic G3 — золотая серединка. И размеры невелики, и кнопок с переключателями достаточно, и поворотный сенсорный дисплей имеется. Причем пользоваться можно только дисплеем или только кнопками, а лучше всего — и тем и другим. На мой взгляд, это самая удобная камера из протестированных.

Автоматика

Все знают, что автоматика — это для любителей, а настоящие профи снимают только на ручных настройках. Вот только мало кто знает, что это полная ерунда. Профессионалы, точно так же, как и мы с вами, большинство снимков делают в автоматических режимах. Когда мимо пролетает красивая бабочка, успеть выбрать диафрагму, установить ISO, определить ББ и навести фокус может только автоматика.

Поэтому хорошая автоматика — одно из главных достоинств любой современной камеры.

В этом плане больше всего мне понравилась камера Sony Nex 5N. Работает она примерно так, как должна, на мой взгляд, работать идеальная камера. Единственный недостаток — диафрагма в автоматических режимах не открывается больше 4, хотя кажется логичным сначала полностью открыть диафрагму (до 3,5), а лишь потом поднимать ISO. Именно поэтому любимый режим съемки в этой камере — A.

Panasonic (автоматика в GF2 и G3 мало отличается), в отличие от Nex 5N, очень боится высоких ISO. Поэтому при плохом освещении диафрагма всегда полностью открыта (не понимаю, что мешает Sony делать так же?). Но в авторежиме ISO не поднимается выше 800, поэтому выдержка часто бывает слишком низкой для нормальной съемки в помещении. Из-за частых смазов большинство снимков можно сразу хранить в корзине.

Ситуацию исправляет режим S, в котором можно установить желаемую выдержку (я использую 1/50–1/100). Диапазон используемых значений ISO при этом возрастает до 3200. Снимки на высоких ISO особым качеством не блещут, но для семейного архива пойдут.

Ну а Nikon D5100 на автомате ведет себя довольно странно. Я так и не понял, по какому принципу он выбирает диафрагму. При съемке в помещении диафрагма может быть и 3,5, и 5, и 8. В остальном он похож на Sony Nex 5N, вот только на высоких ISO качество снимков заметно ниже. Поэтому любимый режим тоже A.

Что же касается цветопередачи, то ни одна камера, к сожалению, не блещет реалистичностью. Sony Nex делает очень насыщенные снимки. Иногда слишком насыщенные, как после фотошопа. Nikon часто ошибается в сторону теплых тонов. А Panasonic — в сторону зеленого. На природе это незаметно, а вот на лицах или продуктах…

Качество фотографий

Выбирая камеры, я полагался на Comparometer, сравнивая эталонные снимки. Но когда камеры оказались у меня в руках, результаты оказались немного другими. Немного. Поэтому рекомендую Comparometer, его данные очень близки к реальности.

Только имейте в виду: сравнивая одинаковые фотографии с разных камер, вы замечаете разницу, которой не видно в реальной жизни. На самом деле довольно трудно отличить произвольный снимок, сделанный GF2 от снимка, сделанного G3. Поэтому не стоит перебирать пиксели вооружившись лупой, серьезные отличия сразу бросаются в глаза, а мелкие ничего не значат на практике.

Картинка слева: JPEG, справа: RAW.
На картинках кропы 1:1 (нажмите, чтобы увеличить) из фотографий сделанных:
GF2, G3,
5N, D5100.

ISO 200 JPEGISO 200 RAW
ISO 800 JPEGISO 800 RAW
ISO 6400 JPEGISO 6400 RAW
По-моему, здесь однозначный лидер — Sony Nex 5N. Особенно качество его матрицы проявляется на высоких ISO.

На втором месте Nikon D5100. Его отставание от Sony Nex показалось мне меньше, чем это видно по эталонным снимкам Comparometer.

По этим же эталонным снимкам разницы между Panasonic G3 и Nikon D5100 практически нет. На деле оказалось, что Nikon снимает лучше на высоких ISO. Хотя по качеству фотографий камеры действительно очень близки.

Качество видео

Видеозапись оценивать очень сложно. Казалось бы, камеры Panasonic можно сразу записывать в лидеры по нескольким причинам. Во-первых, благодаря отсутствию ограничений на размер видеофайла. Камера автоматически разбивает поток на файлы максимально возможного размера, как делают все видеокамеры. Во-вторых, благодаря хакерской прошивке, можно убрать пресловутое 30-минутное ограничение на время непрерывной видеосъемки. В-третьих, опять же, благодаря хакерам, можно установить любое значение битрейта. В-четвертых, у них напрочь отсутствует такое понятие, как «перегрев матрицы» при длительной съемке, присущее Sony Nex и зеркалкам. Ну и, в конце концов, камеры Panasonic просто оптимизированы для съемки видео. Присутствует хоть какой-то антиалиасинг (чего я совсем не заметил в Sony Nex), высокая четкость и детализация. Одним словом, видео c G3 и GF2 лучше, чем с других камер, это видно невооруженным глазом.

И тут нас ждет подвох. При всей своей навороченности, камеры Panasonic не дают возможности контролировать диафрагму, выдержку и ISO во время видеосъемки. Иначе, кто станет покупать GH2 и GH3?

Частично эту проблему можно решить, как я уже писал, использованием мануальных объективов и включением функции «Уменьшение Мерцания».

Но остается другая проблема. При повышении ISO качество картинки заметно ухудшается. Пропадает детализация, появляется шум. Видео с Sony Nex 5N и Nikon D5100 при плохом освещении выглядит лучше. Кроме того, эти камеры позволяют без всяких фокусов снимать в ручном режиме.

Так что, однозначного лидера нет.

Для домашних съемок хорошо подойдет Sony Nex 5N. Она отлично снимает при комнатном освещении. На природу рекомендую брать Panasonic G3, кроме того, благодаря почти молниеносному автофокусу, она лучше всех проявляет себя в динамических сценах. А Nikon D5100 категорически не подходит для видеосъемки шустрых детей или утренников.

Для боле серьезного применения, если оно подразумевает статические сюжеты или хорошее освещение, лучше брать Panasonic (тут его недостатки легко компенсируются недорогой светосильной мануальной оптикой) или Nikon. Картинка с них выглядит намного детализированней, чем с Sony Nex 5N.

Примеры видео с разными значениями ISO: 200 и 800 (не скажу, что эти ролики получились очень показательными, в реальной жизни все немного по-другому).

Вывод

На сегодняшний день цены в интернет-магазинах на эти камеры примерно таковы:

Panasonic G3 — $460
Nikon D5100 — $540
Sony Nex 5N — $660

Если раньше вы пользовались мыльницами, то я советую вам брать зеркалку только в том случае, если вы хорошо знаете, что делаете. Она намного тяжелее и крупнее беззеркальных камер, а так же сложнее в управлении. Кроме того, придется привыкать к оптическому видоискателю.

Sony Nex — удовольствие не из дешевых. Но если требуется мыльница, снимающая как зеркалка, то это именно тот вариант. Ее удобно брать в поездку или поход, а функциональность и автоматику трудно даже с чем-то сравнить. Быстро сделать панорамный снимок или HDR? Снимать удар по воротам со скоростью 10 кадров в секунду? Просто направляйте камеру в нужную сторону и нажмиайте кнопку.

Panasonic G3 — идеальный выбор в нескольких случаях: если у вас маленький бюджет, если вам нужна большая управляемость, чем у Sony Nex, или если вам нужен полноценный фотоаппарат и полноценная видеокамера в одном флаконе.

No comments: